ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Персональный сайт учителя начальных классов 

МБОУ "СОШ №5 имени А.Н. Лавкова"  г. Сорочинска Оренбургской области 

Потаповой Ольги Васильевны



MENU
Главная » Файлы » 1 класс » Окружающий мир

Тема урока: Земля рассказывает о себе
[ Скачать с сервера (5.44 Mb) ] 14.01.2016, 19:45

Сценарий урока.

Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова)

Учитель: Потапова Ольга Васильевна

Дата проведения:  04.03.2015г.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 «А»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока:  проблемного диалога

Тема урока:  Земля рассказывает о себе

Цель урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: создать условия для формирования представлений о развитии  Земли и жизни на ней посредством изучения различных источников

Задачи урока:

  • обозначить  роль археологов, реставраторов, историков в восстановлении истории человеческого общества;
  • дать представление об археологии, как науки, изучающей быт и культуру древних народов;
  •  познакомить  с различными видами керамической посуды Древней Руси;   восстановить, «отреставрировать» предложенные предметы   ( Мозаика «Керамическая посуда Древней Руси»;
  • способствовать расширению кругозора и словарного запаса учащихся;
  • формировать чувство ответственности и бережного отношения к историческому наследию;
  • создать условия для воспитания аккуратности и культуры общения.
  • создать условия для развития любознательности, пытливости, речи детей, умения логически мыслить;
  • воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем.

В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:

через формирование личностных УУД  способствовать становлению личностной позиции к общечеловеческим ценностям, уважение к труду, культуре;

посредством формирования регулятивных УУД  осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

развивая коммуникативные умения и навыки, учить  работать в паре, в группе;

через формирование познавательных УУД учить осуществлять поиск нужной информации  из различных источников, развивать умение  анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Планируемый результат

Предметные  результаты - Создать условия для формирования умений соотносить предметы с историческими этапами, устанавливать последовательность в развитии живой природы; выявлять соответствие между археологическими предметами и временем их применения.

УУД -Способствовать формированию универсальных учебных действий.

Личностные:

·         обучающиеся получат  возможность для формирования представления о ценности и уникальности  природного мира;

·         осознания гражданской идентичности – «Я» - как житель планеты Земля.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные:

  • устанавливать последовательность в развитии живой природы;
    соотносить предметы с историческими этапами;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  •  сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельной практической работы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами и группами

Место урока в системе уроков   -   8 урок в разделе Становление человека

Основные понятия и термины темы:   Археология, палеонтология, история, раскопки.

Межпредметные связи (с указанием тем в смежных предметах)

1.Технология. Мозаика «Керамическая посуда  Древней Руси»

2. ИЗО. Музеи Москвы -истории и палеонтологии

Ресурсы урока

1.Учебник «Окружающий мир». Авторы - Н.Я. Дмитриева., А.Н.Казаков. Издательство «Фёдоров» 2014г. часть 2, стр. 22 -23.

2. Презентация «Земля  рассказывает сама о себе»

3. Раздаточный материал (картинки с изображением эпох)

4. Клей ( карандаш), бумага, стеки, кисточки.

5.  Ящики с песком (  пазлы  для  выполнения мозаики «Керамическая посуда Древней Руси»))

6. Листы самооценки ученика.

7. Карточки с изображением животных.

8.Словарь Ожегова.

9. Познавательные детские журналы

10 Планшеты

11. Картина К.Брюллова «Гибель Помпеи».

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся:

Урок построен с использованием технологии проблемного диалога

Метод создания проблемной ситуации, метод дискуссии, методы самоконтроля и самооценки; формы работы: фронтальная работа, работа в парах и группах, практическо—поисковая и самостоятельная работа

 

 

Ход урока.

  1. Организационно – мотивационный момент.

 

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Вы друг к другу повернитесь,

Вы друг другу улыбнитесь.

А теперь все дружно сели,

На меня все посмотрели.

Девизом урока будут следующие строки:

 

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

 

II.Создание проблемной ситуации.

( Подводящий диалог)

 

Мы продолжим постигать тайны окружающего нас мира.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется всё то,  что нас окружает, но не сделано руками человека?

- Природа.

На какие две группы подразделяем природу?

- Назовите царства живой природы.

(Царство растений, царство грибов, царство животных, царство бактерий)

- Назовите объекты неживой природы.

(Воздух, вода, вулканы, звёзды, планеты).

СЛАЙД

Давайте вспомним, как происходило развитие жизни на Земле. А для этого поработаем в группах с карточками. Расположите карточки в порядке развития жизни на Земле. ( (эволюция жизни на земле)).

– Давайте проверим, что у вас получилось. У меня на доске такие же карточки.

– Так происходило развитие жизни на Земле..

Самооценка

 - Молодцы! Какая у вас замечательная память!

- Всё, о чём мы сейчас с вами говорили, отложилось в вашей памяти на предыдущих уроках.

- Как вы думаете, память — это свойство только человеческого мозга?

Высказывания детей. (у животных, птиц, растений)

- Хорошая память у животных. Лошадь, собака всегда найдут путь к дому, если даже с хозяином случится беда.

- Память есть и у растений. Они точно знают, когда должны цвести, когда приносить плоды…

- Память есть у птиц. Они с удовольствием прилетают к кормушкам, потому что помнят, что здесь есть корм

-А как вы думаете, есть ли память у объектов неживой природы?: Есть ли память у нашей планеты, что может помнить наша планета Земля?

 

III.  Формулирование проблемы. Версии.

(Настроить учащихся на решение возникшей проблемы)

 

- Какой вопрос у вас возник?

Есть ли память у объектов неживой природы?

- Память есть у компьютера. Если в него заложат  информацию, то она может долго храниться.

-А  у планеты Земля?

-Да, есть.

Что может рассказать о себе планета Земля?

Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока (учитель принимает все версии детей, затем тема урока уточнятся с помощью учебника).

Память планеты Земля.

- Что может рассказать о себе планета Земля?

- Земля рассказывает о себе.

Какие задачи вы перед собой ставите на урок

 

IV. Актуализация имеющихся знаний.

(Выявление имеющихся знаний по данной проблеме)

Планета Земля может рассказать о себе много интересного. Например, какие  животные жили  много лет назад.

Выполните задание в технологической карте

(Укажите стрелкой соответствие современного животного и его предка)

(дети работают в парах)

Предлагается слайд «Современные животные и их предки»

Проверьте, правильно ли вы справились с заданием. (Дети  проверяют свои работы по эталону. Объясняют свой выбор)

Самооценка в листах.

    Как же мы узнали о существовании древних животных, ведь они жили очень – очень давно? Некоторые животные жили даже до появления человека….

- Я смотрел такой мультфильм.

- А мне бабушка об этом рассказывала.

 

- А как мы можем узнать, что хранится в памяти Земли? Кто или что может нам в этом помочь? (Музей, археологи на раскопке, учёные, учебник) Воссоздать картины далёкого прошлого помогают люди замечательных профессий – археологи, палеонтологи, историки.

Чтобы узнать, что это за профессии, какую работу они выполняют, нам понадобиться источники информации.

 

Работа в группах

 

1 группа работает со словарем

2 группа работает с интернетом

3 группа находит информацию в журнале

 

Ответы учащихся.

Оцените себя в листах самооценки

 

Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов…

По окаменевшим останкам древних лесов, скелетам  животных, наскальным рисункам они читают картину памяти планеты Земля и земля «рассказывает» им о себе… 

 

V.  Поиск решения проблемы.

(Работа над новым материалом)

 

Откройте учебники на странице 23.

Рассмотрим, как археологи оживляют память Земли.

Осторожно кисточками снимают слой  вулканического пепла, песка.

Что могут обнаружить археологи на раскопе?

 -Старинные предметы, раковины панцири, украшения, монеты…

- А как вы думаете, зачем учёные это делают?

- Чтобы узнать, как жили люди раньше, в далёком прошлом.

- Чтобы изучать историю Земли

Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений.

Человек всегда  оставляет следы своей жизнедеятельности в земле.  Раковины, кости, черепки посуды, прекрасные статуи, старинные украшения, одежда – всё это вещественные источники, которые помогают учёным судить о прошлом человечества. Земля – это неисчерпаемое  хранилище разнообразных вещей и сооружений.

1)В самых древних породах – старше 500 миллионов лет – находят останки наиболее простых живых существ – их отпечатки и раковины.

2) Кости динозавров можно найти в слоях, которым100 миллионов лет.

3) В породах, которым около 100 тысяч лет, находят   простые каменные орудия, череп древнего оленя.

4) Кольчуга, посуда, берестяные грамоты находятся с следующем слое.

5) Изделия из металла, дерева, глины  можно обнаружить в слоях, которым несколько тысяч или сотен лет.

В каких слоях земли могли быть найдены нарисованные музейные экспонаты.

Работа в парах.

Найденные при раскопках предметы хранятся в музеях

Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходиться собирает по частицам.

Археологические раскопки проводятся сегодня во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно находят и рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. А мы с вами можем все эти найденные вещи можем увидеть в музеях археологических раскопок.

 (Виртуальная экскурсия в «Палеонтологический музей»,  «Исторический музей.»

- Итак, можем мы теперь дать ответ на вопрос, который у нас возник?

Да. Память у Земли есть. Она рассказывает нам о том,….

- Чьи версии подтвердились?

VI. Физминутка

 

 VII. Применение новых знаний.

 

(Первичное закрепление полученных знаний)

- Верите ли вы, что есть дома по окна вросшие в землю? Приходилось ли вам их видеть?

Показ слайда.

- Как вы думаете, это дом под собственной тяжестью врос в землю или земля наросла вокруг него?

- Проверим ваши предположения. А поможет нам в этом учебник. Я вам прочту статью из учебника на стр. 22

-А затем вы будете работать в группах.

Составить по тексту вопросы, используя опорные слова.

-На доске опорные слова для составления вопросов.

Кто? Что? Согласны ли вы...? Верно ли...? Почему? В чём различие? Как?

Работа в группах, составление вопросов к тексту, озвучивание.

Оцените себя в листах самооценки

- Какие же силы нарастили землю вокруг дома? Учитель выставляет таблички: ветер, вода, человек.

- Почему слово «земля» в тексте написано по-разному? ( Земля как планета и земля-слой поверхности)

- Работа с изображением картины «Последний день Помпеи» (Слайд.)

Помпеи – это название города. Существовал этот город около двух тысяч лет назад.

-Рассмотрите внимательно картину и скажите, что произошло с городом и его горожанами?

-Как вы думаете, какое стихийное бедствие изобразил художник? (извержение вулкана)

На доске появляется табличка: извержение вулкана.

Действительно, это извержение вулкана произошло около двух тысяч лет назад. В Италии, недалеко от города Помпеи, находится гора Везувий. Однажды гора «проснулась» и огромные столбы пепла, раскалённая лава обрушились на Помпеи. Город был погребён под толщей пепла и лавы вместе с людьми, животными, предметами, которыми пользовались люди. За многие годы пепел и лава превратились в камень. Археологам пришлось много потрудиться, чтобы раскопать этот слой земли.

с.22 Работа с рисунком.

 

-Какие стихии имеют такую разрушительную силу?

На доске: землетрясение         наводнение

- А кто оставил эти следы на Земле? (мусор, оставленный человеком)

-Как учёные называют то, что оставляет человек на земле после себя?

Культурный слой.

-Почему учёные шутят: чем некультурнее человек, тем толще оставленный им культурный слой?

Конечно, каждый человек, и животные, и растения оставляют после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты- слои Земли.

Пласт Земли -слой земли

Работа археологов. Прежде чем приступить к раскопкам археологи внимательно рассматривают местность. Опытный археолог может и без специальных приборов найти место древнего поселения . Обходя пешком исследуемую территорию, он заметит углубления в земле, необычные холмы, обратит внимание на черепки старинной посуды, торчащие из-под земли.

Каким должен быть археолог?

(Умным, выносливым, смелым , любознательным, трудолюбивым, усидчивым. ,терпеливым…)

 

VIII.   Перенос полученных знаний в новую учебную ситуацию .  

 

(Творческое задание в форме проекта)

Мы сейчас  с вами побудем археологами и произведем  раскопки с целью изучения следов деятельности человека и восстановления по этим следам истории поселения.

Человек оставляет после себя много останков из своего быта.

А из какого материала чаще всего делалась посуда в древности? (Камень, дерево, металл, глина.)
– Дерево и металл плохо сохраняются в земле – они разрушаются. Из камня посуду изготавливать сложно.
– А какой материал может очень долго сохраняться в земле? (Глина.)
– Как вы думаете, глиняная посуда прочная? (Нет, глиняную посуду легко разбить, т.к. глина – непрочный материал.)

– Как вы думаете,  в каком состоянии  находят археологи чаще всего посуду? (Посуда разбита на мелкие кусочки)

-Археологам помогают реставраторы. Именно реставраторы соединяют, склеивают, восстанавливают найденные  частички  предметов.

-Давайте побудем мы сейчас с вами археологами и реставраторами. Попробуем стеками произвести раскопки,  кисточками очистить от пыли и золы, а реставраторы и  попробуют соединить осколки посуды, и посмотрим, что у нас получиться. Для этого нам понадобятся стеки  , кисточки и клей.

- Эту работу нужно выполнять аккуратно. Требуется соединить части так, чтобы получилось красиво. Хотите выступить в роли реставраторов?

(Учащимся раздаются ящички с песком в которых содержатся разрезанные предметные картинки керамической посуды»)Выступления групп с доказательством своего ответа.    Рассматривание объектов, выводы.

Оцените себя в листах самооценки

 

 

IX. Рефлексия.

 

Какие задачи ставили на урок, смогли их достичь? (Возвращаемся к проблемным вопросам)

- Узнали ли вы, где Земля хранит свои тайны?

- Какие силы создают слои земли?

- Кто раскрывает тайны Земли?

- Чему учились на уроке, работая в группах?

- Получили ли удовольствие, работая сообща?

 

Выберите и продолжите  предложения

 

- Мне больше захотелось узнать…

-Я узнал, что Земля…

-Раскопки нужны, чтобы…….

-Мне было интересно…

-Я знаю, что чем будет культурнее человек, тем будет……

-Меня удивило…

 

X. Самооценка деятельности.

 

Подвести  итог в листах самооценивания

Эмоциональная – смайлики

 

Категория: Окружающий мир | Добавил: Ольга
Просмотров: 1102 | Загрузок: 91 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 6
6  
Очень понравился плавный переход этапов урока.

5  
Спасибо за современный урок!

4  
Урок очень интересен!

3  
Ольга Васильевна! Спасибо большое за этот конспект! Я им воспользовалась, моим ребятам очень понравилось работать в группах. У дачи вам!

2  
Интересно пострена работа в группах. Спасибо за конспект урока.

1  
Очень интересно пострена работа учащихся по группам.

Имя *:
Email *:
Код *: