Тема: Природа. Значение
природы для людей
|
Цель урока: ознакомить
учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи
в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к
природе.
|
Оборудование:
·
для учителя: презентация "Живая
природа"; учебник; рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя» ;
·
для учеников: учебник, рабочая тетрадь,
тетрадь «Проверим себя».
|
Ход урока
|
I. Организационный момент,
сообщение темы и целей урока
- Доскажи словечко и узнаешь тему
нашего урока:
Посмотри, мой милый друг, что
находится вокруг?
Небо светло-голубое. Солнце
светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в
небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух
и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы
и роса.
Человек и время года -Это все
вокруг...
(природа)
- Правильно, тема нашего урока:
«Природа». Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее
классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для
человека.
|
II.
Работа по теме
1.
Разнообразие
природы и ее классификация.
-
Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
Показ
презентации (слайд1)
·
Подумайте,
что из указанного можно отнести к природе, а что создано человеком?
(слайд2; рукотворные объекты внизу)
·
Прочитайте
названия объектов природы. (Дождь, облако, медведь, глина, одуванчик, дуб...)
·
Подумайте,
как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая природа.)
Назовите
признаки живой природы.
·
Природу
классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую (слайд3). Как
отличить живую природу от неживой?
·
Прочитайте
в учебнике текст на с. 4-5 и найдите ответ на этот вопрос. (Живые существа
или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство,
умирают.)Слайд17
·
Назовите
объекты природы из первого абзаца текста. Какие из них относятся к живой
природе, а какие к неживой природе?
·
Как
называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
Живую
природу изучает особая наука - биология. Это слово произошло от двух
греческих слов «биос» - жизнь и «логос» - наука.Слайд18
-
А теперь посмотрим, кто внимательно прочитал текст учебника. Какими группами
еще можно дополнить схему? (Учащиеся должны вписать, что живая природа
делится на царства. Если это задание вызвало затруднение, учитель задает
вопрос.)
-
На какие большие группы делится живая природа? В результате работы получается
схема.Слайд24
Все
живое ученые биологи делят на большие царства: царство растений,
царство животных, царство грибов. Но это еще не все. Есть еще одно царство, в
котором живут крошечные организмы -это бактерии. Впервые их увидели только
тогда, когда изобрели микроскоп - это увеличительный прибор. Многие бактерии
в тысячи раз меньше... песчинки. Бактерии - особое царство живой
природы.Слайд23
Назовите
объекты живой природы, неживой природы . Назовите объекты царства растений,
грибов, животных, бактерий.
|
2. Связи в природе. На слайде
25 - схема-опора:
|
На доске- предложение:
Тепло и свет от солнца,
воздух, вода необходимы для жизни дерева
·
Прочитайте предложение, которое записано на
доске и объясните, как вы его понимаете. (Благодаря этим условиям дерево
живет и растет.)
·
Какое это дерево? (Береза.)
·
А какие грибы растут под березой? (Подберезовики.)
·
Если немного раскопать почву, то можно увидеть
тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба - это грибница. Она связана с
корнями дерева, оплетает их и получает от дерева питательные вещества.
·
А кто питается грибами? (Белочка. Она
запасает грибы и орехи на зиму.)
·
Теперь мы ясно видим, что многие растения
служат животным пищей. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а
деревья от грибов - воду с растворенными в ней солями.
·
Солнце, воздух, вода - это неживая природа, а
дерево, грибы ,белка - это живая природа. Какой же можно сделать вывод?(Живая
и неживая природа связаны друг с другом.)
|
3. Закрепление. Работа в рабочей
тетради. С3,№1.
·
Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
·
Объекты, какой природы изображены на рисунке? (Живой
природы.)
·
Запишите признаки живых существ, используя эти
рисунки.
·
О каком признаке говорит первый рисунок? (Дышат.)
·
А второй? (Питаются. 3 признак - растут,
4 - развиваются, 5 -приносят потомство, 6 -умирают.)
|
С. 3, № 2.
·
Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
·
Какие царства живой природы вы знаете?
·
Заполните схему.
·
К какому царству относится цветок (растений),
заяц (животных), гриб (грибов) и последний рисунок (бактерий)?
|
С. 4, № 3.
·
Прочитайте задание. Приведите свои примеры к
каждому царству. Запишите.
·
Прочитайте примеры царства растений, животных,
грибов.
|
III. Физкультминутка.
|
IV. Работа по теме
1. Беседа на тему «Значение
природы для людей».
·
А к какой природе относится человек: к живой
или неживой?(Человек относится к живой природе.)
·
Если человек придет в лес с добром и не
повредит ствола дерева, его корней, то не погибнут грибы, будет чем питаться
животным, да и сам человек вернется из леса не с пустой корзинкой.
·
А если человек придет в лес со злом, сломает
ветки или изрежет ствол дерева ножом, что произойдет? (Дерево погибнет. Не
будет грибов, белке нечего будет есть.)
·
Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку,
ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку, как и растениям, он
необходим для дыхания. И для человека окружающая природа имеет огромное
значение.
Далее работа ведется по опорной
схеме:
Заполнение схемы идет постепенно.
Устанавливается первый опорный знак - «Природа - источник воздуха, пищи,
воды».
·
Посмотрите на осенний букет. Какие чувства он
у вас вызывает? (Он нравится нам.) Значит, природа - источник
красоты(устанавливается второй опорный знак). Что вам еще нравится в
природе?
·
Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься
здоровее , укрепляется мускулатура.) Значит, природа - источник
здоровья (устанавливается третий опорный знак).
·
Природа вызывает различные чувства: восторг,
удивление, радость , а иногда и печаль. Когда мы видим сломанную ветку,
засоренный родник, какие чувства у вас возникают? (Нам их жаль, хочется
помочь.)
·
А когда вы полюбовались красотой осеннего
леса, какое чувство у вас появилось? (Радости, удивления.)
·
Смогли бы вы нанести вред природе? (Хочется
сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе,
забота о ней делают человека добрее.).
Устанавливается четвертый опорный
знак - «Природа - источник доброты».
Учитель читает отрывок из
стихотворения азербайджанского поэта Самета Вургуна:
Давайте пройдемся медленно по
лугу.
И здравствуйте скажем каждому
цветку
.Я должен над цветами
наклониться,
Не для того, чтоб рвать или
срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
ДВспомните полет осенних листьев
и сравните свои наблюдения с описанием: «Они то плавно летят, то ковыляют,
дрожат, словно о воздух спотыкаются. Точь-в-точь как воздушный змей. Правда,
похоже? Быть может, люди придумали этот воздушный змей, глядя на осенние
полеты осенних листьев»
·
Изучая природу, мы узнаем, почему летом идет
дождь, а зимой - снег, как образуется почва, из чего состоит и многое другое
(устанавливается пятый опорный знак - «Природа -источник познания»).
·
Что еще дает человеку природа? (Хлопок,
шерсть, древесину, уголь, нефть, металлы и др.)
Учитель устанавливает шестой
опорный знак - «Природа - источник материалов для хозяйственной
деятельности». На доске получилась схема:
|
·
Прочитайте текст на с. 6.
·
Найдите в тексте предложение, которым можно
заменить предложение «Природа - источник познания» из схемы.(Природа дарит
нам радость открытий.)
- Так может ли человек обойтись
без природы? (Нет.)2. Работа в рабочей тетради.
С. 4, № 5.
- Прочитайте задание.
·
Найдите самый маленький листочек. Какая буква
написана на нем? (к)
·
Впишите ее в первую клеточку.
·
Найдите листочек чуть больше первого. А какая
буква написана на нем? (р)
·
Впишите ее во вторую клеточку.
·
Продолжите самостоятельно работу.
·
Какое же слово у вас получилось? (Красота.)
·
Найдите в тексте учебника на с. 6
подтверждение того, что природа - источник красоты. (Природа радует,
восхищает нас своей красотой.)
С. 5, № 6.
·
Прочитайте задание.
·
Какое значение имеет природа для людей?
·
Рассмотрите первый рисунок. Подберите
предложение, соответствующее этому рисунку. Около предложения поставьте цифру
один. (Природа охраняет наше здоровье.)
·
Рассмотрите второй рисунок. Подберите
предложение соответствующее этому рисунку. Около предложения поставьте цифру
два. (Природа восхищает нас своей красотой.)
- Продолжите работу
самостоятельно. Проверка.
(3 - Природа дает нам тепло,
свет, воздух, воду и пищу. 4 - Природа дает нам разные материалы для
хозяйства. 5 - Природа дарит нам радость открытий. 6 - Природа учит нас
доброте.)
1. Прочитать
в учебнике текст «Природа» (с. 4-6); ответить на вопросы раздела учебника
«Проверь себя» (с. 7);
1. С.
4 № 4 рабочая тетрадь.
|
Приложение
к уроку
Что
подсказала летучая мышь
Отрывок
из книги Б. Зубкова
Осень. Увядают, желтеют листья.
Только не хочется листьям с деревом расставаться- А ветер крепчает, норовит
лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти
трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на
нее со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?
Давайте, ребята, проделаем опыт!
Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнется.
Сверните бумагу трубочкой. Туго-туго сверните. Теперь попробуйте такую
трубочку согнуть, сломать. Трудно? То-то же! Вот почему и ветер бессилен
против листа, согнутого трубочкой.
Увидел однажды человек такой
лист. И додумался мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в
тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож
на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».
Словарь
Организм - живое целое,
обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.
Биология - совокупность
наук о живой природе, о закономерностях органической жизни.
Микроскоп - увеличительный
прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.
Царства - одна из четырех
высших сфер органического мира - царство животных, царство грибов,
царство растений и царство дробянок ("дробянки"-общее название
бактерий и сине- зеленых водорослей)
|
|