ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Персональный сайт учителя начальных классов 

МБОУ "СОШ №5 имени А.Н. Лавкова"  г. Сорочинска Оренбургской области 

Потаповой Ольги Васильевны



MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

Примерная подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерная подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов.

Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Цель: формирование универсальных учебных действий учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Направления:

- ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях;

- формирование умений учащихся грамотно применять информационно-коммуникационные технологии для решения образовательных задач.

Задачи:

При освоении личностных действий ведётся формирование:

-·критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

-·уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

-·основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

-·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

-·использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

-·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

-·поиск информации;

-·фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

-·структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

-·создание простых гипермедиасообщений;

-·построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

-·обмен гипермедиасообщениями;

-·выступление с аудиовизуальной поддержкой;

-·фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

-·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).






Основное содержание программы «Формирование ИКТ‑компетентности обучающихся» реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечивается:

- естественная мотивация, цель обучения;

-·встроенный контроль результатов освоения ИКТ;

-·повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;

-·формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.

Распределение материала по различным предметам не является жёстким и направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах; начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного происходит в ходе занятий по разным предметам.

Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся (примерный вариант):

«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.

«Литературное чтение». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио‑ и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.

Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением.

Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

«Математика и информатика». Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно-следственных и временны2х связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

«Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов  в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

«Технология». Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

 Тезаурус

Учебная ИКТ-компетентность - способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга (04.03.2014)
Просмотров: 1356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: