Главная » Статьи » Мои статьи |
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Примерная подпрограмма
формирования ИКТ-компетентности обучающихся Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного
подхода в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных
учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать
соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики
каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений,
осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ может
входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности
школьников. Цель: формирование универсальных учебных действий учащихся с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Направления: - ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях; - формирование умений учащихся грамотно применять
информационно-коммуникационные технологии для решения образовательных задач. Задачи: При освоении личностных
действий ведётся формирование: -·критического отношения к информации и избирательности
её восприятия; -·уважения к информации о частной жизни и информационным
результатам деятельности других людей; -·основ правовой культуры в области использования информации. При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается: -·оценка условий, алгоритмов и результатов действий,
выполняемых в информационной среде; -·использование результатов действия, размещённых в
информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия; -·создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося. При освоении познавательных
универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных
универсальных действиях, как: -·поиск информации; -·фиксация (запись) информации с помощью различных
технических средств; -·структурирование информации, её организация и
представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.; -·создание простых гипермедиасообщений; -·построение простейших моделей объектов и процессов. ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных
действий. Для этого используются: -·обмен гипермедиасообщениями; -·выступление с аудиовизуальной поддержкой; -·фиксация хода коллективной/личной коммуникации; -·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог). Основное содержание программы «Формирование ИКТ‑компетентности обучающихся»
реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы
формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было
непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечивается: - естественная мотивация, цель обучения; -·встроенный контроль результатов освоения ИКТ; -·повышение эффективности применения ИКТ в данном
предмете; -·формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания
результатов освоения данного предмета. Распределение материала по различным предметам не является жёстким и направлено
на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих
умений в различных предметах; начальное освоение тех или иных технологий и
закрепление освоенного происходит в ходе занятий по разным предметам. Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся
(примерный вариант): «Русский язык». Различные способы передачи информации
(буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её
поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение
квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами
оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами
редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического
контроля. «Литературное чтение». Работа с
мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио‑ и
видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры
мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций,
видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к
прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой
на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной
деятельности на материале художественной литературы, в том числе в
контролируемом Интернете. «Иностранный язык». Подготовка плана и
тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи
на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление
в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной
информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных
компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря,
экранного перевода отдельных слов. «Математика и информатика». Применение
математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения
учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и
информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и
интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами,
несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на
бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор
оснований для образования и выделения совокупностей. Представление
причинно-следственных и временны2х связей с помощью цепочек. Работа с простыми
геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение,
изменение, измерение, сравнение геометрических объектов. «Окружающий мир». Фиксация
информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ.
Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных,
проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации
для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в
контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых
исследованиях. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой
времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты. «Технология». Первоначальное знакомство с компьютером
и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы.
Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом,
рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение
приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными
ресурсами. «Искусство». Знакомство с простыми графическим и
растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования
изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и
добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание
творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и
компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений,
собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием
инструментов ИКТ. Тезаурус Учебная ИКТ-компетентность - способность решать учебные задачи с
использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников
информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего
школьника | ||||||
Просмотров: 1356 | |
Всего комментариев: 0 | |