ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Персональный сайт учителя начальных классов 

МБОУ "СОШ №5 имени А.Н. Лавкова"  г. Сорочинска Оренбургской области 

Потаповой Ольги Васильевны



MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Система оценки

достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

 

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:

ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными учреждениями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках сферы своей ответственности.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

- внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) - внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией).

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

Целями оценочной деятельности являются:

1.     достижение младшими школьниками планируемых результатов;

2.    оценивание эффективности деятельности

3.    Под процедурами  оценивания в следует понимать:

-итоговую контрольную работу (для 4 классов);

-стартовую диагностику (для 1 классов);

-проверочные (текущие) работы;

-самооценку;

-комплексные задания;

-взаимооценку;

-папки достижений и т.д.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и

социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе беседы, наблюдения, но не подлежат оцениванию.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах программы. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана (русский язык, математика). Это обуславливает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Средствами оценивания межпредметных результатов является:

-специальные (задания, специально созданные для конкретного УУД);

-учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

-комплексные задания на межпредметной основе.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, через успешное выполнение проверочных работ по предметам.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку системы опорных знаний и систему способов учебных действий.

Особенностями оценивания предметных и метапредметных умений является— уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка обучающегося, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им или ею требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития». К  средствам оценивания результатов относятся такие средства: творческие работы, защита проектов, самооценка, взаимооценка, наблюдение.

Система оценивания  учащихся 1-го класса.

В 1 классе начинается систематическая работа по формированию и развитию у школьников личностных, предметных, метапредметных результатов. Личностные  результаты не подлежат оцениванию, но прослеживаются через наблюдения, мониторинг происходит сбор информации по степени развития первоклассника по таким блокам:

самоопределение;

смыслоообразование;

морально-этическая ориентация.

Результаты  личностных достижений школьников фиксируются  в папках и листах достижений.

Метапредметные и предметные результаты подлежат оцениванию на уроках средствами предметного содержания. Для этого используются три вида инструментария, описанных выше. Средствами оценивания этих результатов считаем творческие работы, самооценка, взаимооценка, текущие самостоятельные работы, шкалы оценивания, написание памяток. Процедурами оценивания является стартовая работа, которая проводится в середине сентября,  текущее оценивание, годовая контрольная работа, которая проводится в мае, ведение папки достижений и листа достижений. Весь инструментарий, используемый в этих процедурах имеет 2 уровня: базовый и повышенный, что соответствует новому Стандарту. Особенностью системой оценивания, является «метод суммирования», предполагающий оценивание умений освоенных  и продемонстрированных детьми.

Система оценивания  учащихся 2-го класса.

Во 2 классе продолжается систематическая работа по формированию и развитию у школьников личностных, предметных, метапредметных результатов. Личностные  результаты не подлежат оцениванию, но прослеживаются через наблюдения, мониторинг происходит сбор информации по степени развития второклассника по таким блокам:

самоопределение;

смыслоообразование;

морально-этическая ориентация.

Результаты  личностных достижений школьников фиксируются  в папках и листах достижений.

Метапредметные и предметные результаты подлежат оцениванию на уроках средствами предметного содержания. Для этого используются три вида инструментария, описанных выше. Средствами оценивания этих результатов считаем творческие работы, самооценка, взаимооценка, текущие самостоятельные работы, текущие контрольные работы, написание памяток. Процедурами оценивания является входная работа, которая проводится в середине сентября,  текущее оценивание, годовая контрольная работа, которая проводится в мае, ведение папки достижений и листа достижений. Весь инструментарий, используемый в этих процедурах имеет 2 уровня: базовый и повышенный, что соответствует новому Стандарту. Особенностью системой оценивания, является «метод суммирования», предполагающий оценивание умений освоенных  и продемонстрированных детьми.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга (04.03.2014)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: