ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Персональный сайт учителя начальных классов 

МБОУ "СОШ №5 имени А.Н. Лавкова"  г. Сорочинска Оренбургской области 

Потаповой Ольги Васильевны



MENU
Главная » Файлы » 2 класс » Окружающий мир

Значение природы для людей
04.03.2014, 21:42

Тема: Природа. Значение природы для людей

Цель урока: ознакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

·         для учителя: презентация "Живая природа"; учебник; рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя» ;

·         для учеников: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя».

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

- Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.

Человек и время года -Это все вокруг...

(природа)

- Правильно, тема нашего урока: «Природа». Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

II. Работа по теме

1. Разнообразие природы и ее классификация.

- Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

Показ презентации (слайд1)

·         Подумайте, что из указанного  можно отнести к природе, а что создано человеком? (слайд2; рукотворные объекты внизу)

·         Прочитайте названия объектов природы. (Дождь, облако, медведь, глина, одуванчик, дуб...)

·         Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая природа.)

Назовите признаки живой природы.

·         Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую (слайд3). Как отличить живую природу от неживой?

·         Прочитайте в учебнике текст на с. 4-5 и найдите ответ на этот вопрос. (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)Слайд17

·         Назовите объекты природы из первого абзаца текста. Какие из них относятся к живой природе, а какие к неживой природе?

·         Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

Живую природу изучает особая наука - биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» - жизнь и «логос» - наука.Слайд18

- А теперь посмотрим, кто внимательно прочитал текст учебника. Какими группами еще можно дополнить схему? (Учащиеся должны вписать, что живая природа делится на царства. Если это задание вызвало затруднение, учитель задает вопрос.)

- На какие большие группы делится живая природа? В результате работы получается схема.Слайд24

Все живое ученые биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Но это еще не все. Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы -это бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп - это увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше... песчинки. Бактерии - особое царство живой природы.Слайд23

Назовите объекты живой природы, неживой природы . Назовите объекты царства растений, грибов, животных, бактерий.

2. Связи в природе. На слайде 25 - схема-опора:

На доске- предложение:

Тепло и свет от солнца, воздух, вода необходимы для жизни дерева

·         Прочитайте предложение, которое записано на доске и объясните, как вы его понимаете. (Благодаря этим условиям дерево живет и растет.)

·         Какое это дерево? (Береза.)

·         А какие грибы растут под березой? (Подберезовики.)

·         Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба - это грибница. Она связана с корнями дерева, оплетает их и получает от дерева питательные вещества.

·         А кто питается грибами? (Белочка. Она запасает грибы и орехи на зиму.)

·         Теперь мы ясно видим, что многие растения служат животным пищей. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов - воду с растворенными в ней солями.

·         Солнце, воздух, вода - это неживая природа, а дерево, грибы ,белка - это живая природа. Какой же можно сделать вывод?(Живая и неживая природа связаны друг с другом.)

3. Закрепление. Работа в рабочей тетради. С3,№1.

·         Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

·         Объекты, какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)

·         Запишите признаки живых существ, используя эти рисунки.

·         О каком признаке говорит первый рисунок? (Дышат.)

·         А второй? (Питаются. 3 признак - растут, 4 - развиваются, 5 -приносят потомство, 6 -умирают.)

С. 3, № 2.

·         Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

·         Какие царства живой природы вы знаете?

·         Заполните схему.

·         К какому царству относится цветок (растений), заяц (животных), гриб (грибов) и последний рисунок (бактерий)?

С. 4, № 3.

·         Прочитайте задание. Приведите свои примеры к каждому царству. Запишите.

·         Прочитайте примеры царства растений, животных, грибов.

III. Физкультминутка.

IV. Работа по теме

1. Беседа на тему «Значение природы для людей».

·         А к какой природе относится человек: к живой или неживой?(Человек относится к живой природе.)

·         Если человек придет в лес с добром и не повредит ствола дерева, его корней, то не погибнут грибы, будет чем питаться животным, да и сам человек вернется из леса не с пустой корзинкой.

·         А если человек придет в лес со злом, сломает ветки или изрежет ствол дерева ножом, что произойдет? (Дерево погибнет. Не будет грибов, белке нечего будет есть.)

·         Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку, как и растениям, он необходим для дыхания. И для человека окружающая природа имеет огромное значение.

Далее работа ведется по опорной схеме:

Заполнение схемы идет постепенно. Устанавливается первый опорный знак - «Природа - источник воздуха, пищи, воды».

·         Посмотрите на осенний букет. Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам.) Значит, природа - источник красоты(устанавливается второй опорный знак). Что вам еще нравится в природе?

·         Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее , укрепляется мускулатура.) Значит, природа - источник здоровья (устанавливается третий опорный знак).

·         Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость , а иногда и печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засоренный родник, какие чувства у вас возникают? (Нам их жаль, хочется помочь.)

·         А когда вы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у вас появилось? (Радости, удивления.)

·         Смогли бы вы нанести вред природе? (Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее.).

Устанавливается четвертый опорный знак - «Природа - источник доброты».

Учитель читает отрывок из стихотворения азербайджанского поэта Самета Вургуна:

Давайте пройдемся медленно по лугу.

И здравствуйте скажем каждому цветку

.Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

ДВспомните полет осенних листьев и сравните свои наблюдения с описанием: «Они то плавно летят, то ковыляют, дрожат, словно о воздух спотыкаются. Точь-в-точь как воздушный змей. Правда, похоже? Быть может, люди придумали этот воздушный змей, глядя на осенние полеты осенних листьев»

·         Изучая природу, мы узнаем, почему летом идет дождь, а зимой - снег, как образуется почва, из чего состоит и многое другое (устанавливается пятый опорный знак - «Природа -источник познания»).

·         Что еще дает человеку природа? (Хлопок, шерсть, древесину, уголь, нефть, металлы и др.)

Учитель устанавливает шестой опорный знак - «Природа - источник материалов для хозяйственной деятельности». На доске получилась схема:

·         Прочитайте текст на с. 6.

·         Найдите в тексте предложение, которым можно заменить предложение «Природа - источник познания» из схемы.(Природа дарит нам радость открытий.)

- Так может ли человек обойтись без природы? (Нет.)2. Работа в рабочей тетради.

С. 4, № 5.

- Прочитайте задание.

·         Найдите самый маленький листочек. Какая буква написана на нем? (к)

·         Впишите ее в первую клеточку.

·         Найдите листочек чуть больше первого. А какая буква написана на нем? (р)

·         Впишите ее во вторую клеточку.

·         Продолжите самостоятельно работу.

·         Какое же слово у вас получилось? (Красота.)

·         Найдите в тексте учебника на с. 6 подтверждение того, что природа - источник красоты. (Природа радует, восхищает нас своей красотой.)

С. 5, № 6.

·         Прочитайте задание.

·         Какое значение имеет природа для людей?

·         Рассмотрите первый рисунок. Подберите предложение, соответствующее этому рисунку. Около предложения поставьте цифру один. (Природа охраняет наше здоровье.)

·         Рассмотрите второй рисунок. Подберите предложение соответствующее этому рисунку. Около предложения поставьте цифру два. (Природа восхищает нас своей красотой.)

- Продолжите работу самостоятельно. Проверка.

(3 - Природа дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу. 4 - Природа дает нам разные материалы для хозяйства. 5 - Природа дарит нам радость открытий. 6 - Природа учит нас доброте.)

1.      Прочитать в учебнике текст «Природа» (с. 4-6); ответить на вопросы раздела учебника «Проверь себя» (с. 7);

1.      С. 4 № 4 рабочая тетрадь.

Приложение к уроку

Что подсказала летучая мышь

Отрывок из книги Б. Зубкова

Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться- А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на нее со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?

Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнется. Сверните бумагу трубочкой. Туго-туго сверните. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? То-то же! Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой.

Увидел однажды человек такой лист. И додумался мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».

Словарь

Организм - живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Биология - совокупность наук о живой природе, о закономерностях органической жизни.

Микроскоп - увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.

Царства - одна из четырех высших сфер органического мира - царство  животных, царство грибов, царство растений и царство дробянок ("дробянки"-общее название бактерий и сине- зеленых водорослей)

 

 

Категория: Окружающий мир | Добавил: Ольга
Просмотров: 4270 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: